Любовь к трем Цукербринам. Виктор Пелевин

Приветствую Вас, Уважаемый Читатель!

В конце 2014 года вышла новая книга одного из самых моих любимых писателей современности Виктора Пелевина. Роман называется «Любовь к трем Цукербринам». Постоянный читатель, скорее всего, знаком с моим предыдущим отзывом о его книге «Бэтман Аполло», а вот те, кто у меня впервые могут почитать его по этой ссылке.

Это не говорит о том, что я знаком с творчеством писателя только по этим двум книгам. Просто их я прочел в электронном формате, и они достались мне из магазина ЛитРес. «Бэтман Аполло» я получил бесплатно, по акции магазина и системы электронных денег WebMoney, а «Любовь к трем Цукербринам» я купил.

Любовь к трем Цукербринам. Виктор Пелевин

С чего начать-то? Даже не знаю…

У меня сложилось впечатление, что это вполне позитивная книга (совсем непохоже на Пелевина). Повествование идет от лица человека, который развил в себе ясновидение, благодаря долгим практикам по древним методикам. Человек представляется «Киклопом». Пелевин «говорит», что именно так произносится слово «Циклоп» на каком-то древнем языке.

Сама книга разделена на три основные части, где происходят самые разнообразные события, и они вроде бы никак между собой не связаны. Разумеется, у Пелевина все случайности и совпадения не случайны: Киклоп имеет один глаз как раз для ясновидения.

Триединство во всем: три Цукербрина, Три главы книги, трехголовая собака Агенда (Цербер или как говорит Пелевин — Кербер). И как всегда, роман наполнен хлесткими аллегориями и шарадами, которые с первого раза и не поддаются разгадке…

Тут один момент я не совсем понял. Цукербрины, понятно, что это Марк Цукерберг и Сергей Брин, а вот кто третий? Возможно, Ларри Пейдж, как сооснователь Гугла? Кто прочел, поделитесь своими мыслями в комментариях. Об известных личностях Интернета я писал тут и тут, а отзыв о фильме «Социальная сеть» находится здесь.

Любовь к трем Цукербринам

События происходят в нашем времени. Однако, большая глава книги (она наверно самая основная) посвящена далекому будущему, в которое заглядывает Киклоп через сознание обычного офисного работника Кеши (Иннокентия).

По мере чтения, волей-неволей начинаешь задумываться о некотором сходстве этого будущего с фильмом Матрица, где реальность была совсем иной, нежели мир иллюзий, создаваемый программным кодом человеческого сознания и подсознания.

Собственно, Кеша живет в таком мире, где все выполняют программы… В некотором смысле, Кеша и сам является программой или, вернее, голограммой, которой управляет его сознание. Само тело Кеши находится в настоящей реальности, его мозг подключен к единой Матрице (по-другому не скажешь) огромным количеством проводов.

Neo

Тело не совершает никаких физических действий, оно находится в некотором коконе, в состоянии постоянного сна, откуда даже естественные надобности отводятся в автоматическом режиме. То же относится и к питанию – на его лицо надета специальная маска, через которую подается некое подобие пищи для поддержания жизнеобеспечения.

Основную же «жизнь» живет его голограмма. Конечно, «голограмма» не догадывается о настоящей реальности и о том, как все обстоит на самом деле. Хотя при желании можно спуститься на «базовый уровень» и увидеть все своими глазами.

Мистер Андерсон

Кеше иногда необходимо ходить на довольно мучительную работу и испытывать страдания, чтобы заработать деньги или валюту, называемую шэринг поинтс (sharing points – очки расшэривания). По сути, он меняет свои страдания и физическую боль на эти sharing points.

Кто не в курсе, скажу, что «расшэривание» или «расшаривание» — это процесс открытия общего доступа к файлам. Применительно к социальным сетям, расшариванием можно назвать репосты и кнопки «Поделиться».

Таким образом, зарабатывая эти «шэринг поинтс» Кеша может потратить их на приобретение какие-то «материальных» вещей или «оплачивать» услуги в своей реальности. Тратятся они очень быстро.

Так, например, над головой Кеши практически всегда висит попап (всплывающее рекламное окно), где ему предлагается шампанское, как правило, очень дорогое. Для того чтобы Кеше совершить покупку достаточно кивка головой, причем случайные и непреднамеренные кивки также приводят к покупке бокала шампанского и как следствие, трате шэринг поинтс.

Основным местом его «дислокации» является так называемый ФейсТоп. У Пелевина, традиционно, несколько смыслов в одном слове – это и компьютер (дескТОП), и ФЕЙСбук, и «топовое лицо» (игра слов). Продолжать можно еще долго)))

Фейстоп представляет собой небольшую площадь, где располагаются Иконы Программ (опять же аналогия с иконками Рабочего стола), которые Кеша может запускать и получать от них информацию, ну или «потреблять контент»

С позиции читателя, картина мира выглядит довольно гнетущей. Однако, Кеша, в своем неведении, вполне счастлив и, в общем-то, живет нормально. У него даже есть жена, правда, необычная. Это знаменитая актриса прошлого Мэрилин Монро, портрет которой висел над рабочим столом Кеши много-много жизней (инкарнаций, хотя Пелевин и не любит это слово) назад…

Мэрилин Монро

Что ж, пересказывать весь роман я не буду. Однако, прочитать его рекомендую. Он, безусловно, в аллегоричной форме отражает жизнь современного человека в информационном веке…

Когда у меня спрашивают о какой-нибудь очередной книге Пелевина «о чем она?». Мне всегда трудно ответить, потому что его книги обо всем. О человеке, о жизни, об обществе, о политике, о каких-то параллелях между мифами, реальностью и виртуальностью, о добре и зле, о Бытии и кое-где даже о Боге…

Кстати, в этой книге есть интересный момент про популярную игру Angry Birds и о том, что, вообще, означает эта игра…

Ну и напоследок скажу тем, кто знаком с книгами Пелевина, что эта книга антиутопия. Здесь он дает Надежду, причем в прямом и переносном смысле, на выход из описанных им состояний сознания, что на него совсем непохоже. Обычно все мрачнее и безысходнее. Возможно, именно поэтому «Любовь к трем Цукербринам» мне показалась вполне позитивной книгой.

Приобрести книгу можно на том же ЛитРесе. Она стоит всего 249 рублей (электронная версия). Но, есть и аудиоформат книги и, разумеется, печатное издание.

Я не люблю книги в аудиоформате, потому что быстро теряю связь и после прослушивания не могу сказать, что «прочитал ее». Но, надо отдать должное Сергею Чонишвили – он прочел текст блестяще. Прослушать отрывок вступления можно там же.